Легенда о происхождении названия Мозырь
Мозырь имеет свою доисторическую легенду, которая, может быть, украшена вымыслом, но имеет опору в сохранившихся до настоящего времени памятниках старины. Предание приписывает начало построения Мозыря двум братьям, киевским выходцам, которые поселились на высотах крутых берегов Припяти с целью промышлять рыбьим жиром. Братья не долго жили между собой согласно. Старший был страшный урод и возненавидел младшего, статного красавца, за предпочтение, оказанное ему молодой соседкой, а главное, за быстрое обогащение: младшему все удавалось в торговле и он был богаче старшего. Чтоб избавиться от завистливого товарища, младший брат хотел отстать от старшего и поселиться подальше от него. Это еще более раздражило злого брата, и когда, действительно, младший брат объявил о своем намерении, старший не хотел выдать ему половины приходившегося на его долю товара (жира) и велел своим работникам вытолкать его вон без всего. Младший собрал дружину и объявил войну старшему. Застигнутый врасплох, старший брат обратился к помощи чаровницы (колдуньи), жившей по соседству на высокой остроконечной горе, и чаровница явилась к нему на помощь с несметным числом подвластных ей духов. Бой завязался неравный, и младший брат должен был погибнуть от силы чаровницы. Но красота спасла его: во время боя чаровница до того была поражена дивною красотою младшего героя, что велела остановить сражение и предложить ему мир. Но старший брат не согласился и требовал войны: «Мой жир! — кричал он. — Я не уступлю ему ни одной мерки», — и с этими словами устремился на полчища духов. Оскорбленная чаровница взмахнула волшебным мечом, и гора распалась на две части; в образовавшейся посреди пропасти погиб старший брат, не переставая кричать: «Мой жир!» — «Нет, мой жир! — воскликнул младший, стоя на обрыве разделенной горы, — тебе не удалось обидеть меня». После этого чаровница предложила оставшемуся брату перенести свой дом на ее гору, но он отказался, и, обманутая в своих надеждах, колдунья, назло ему, сама поселилась на другой половине рассеченной горы и долго не переставала мучить его своими чарами и наваждениями. Наконец оставшийся брат по совету жены поставил крест на своей горе, и чаровница не смела прикоснуться к святому месту.
Источник: Шпилевский, П. Мозырщина / П. Шпилевский // Нёман. – 1996. - №9. – С. 252 – 235.